В 70-х годах исследователи центра PARC, основанного компанией Xerox, создавали технологии будущего, опередившие своё время на десятилетия. Обозреватель vc.ru изучил историю организации, без которой не было бы многих современных ИТ-гигантов.
Научно-исследовательский центр Xerox PARC (Palo Alto Research Center) был основан в 1970 году по инициативе главного научного сотрудника компании Джека Голдмана. В 1969 году Голдман представил начальству проект лаборатории, в которой он предлагал проводить исследования в области компьютерных вычислений и физики.
Глава компании Питер МакКалоу понимал, что им были нужны собственные разработки в области компьютерных технологий. Xerox уже купила на тот момент компанию Scientific Data Systems (SDS), которая занималась созданием миникомпьютеров на основе интегральных схем и кремниевых транзисторов. Гендиректор Xerox видел, насколько важно иметь подобные технологии внутри компании и поддержал Голдмана в его стремлении создать «офис будущего».
Первыми людьми, которых Голдман пригласил для работы, были Роберт Тейлор и Джордж Пейк. Тейлор до приглашения в PARC был директором государственной организации ARPA, известной своими разработками в области компьютерных сетей. Созданная под руководством Роберта Тейлора Arpanet стала предшественником современного интернета.
Во время работы над Arpanet Тейлора вызвали во Вьетнам, где он сформировал компьютерный центр в штабе Командования по оказанию военной помощи Вьетнаму и помог наладить связь штаба с командованием в Вашингтоне. После Вьетнама Тейлор понял, что Arpanet будет успешно развиваться и без него, поэтому решил покинуть свой пост и следующий год работал в Университете Юты в центре исследования компьютерной графики.
Роберт Тейлор
Тейлор был очень важен для PARC, ведь он знал многих студентов и талантливых выпускников. Ещё работая в ARPA, он организовал первую в стране дипломную программу по информатике для студентов Стэнфорда, Массачусетского технологического института и Университета Карнеги-Меллон. Тейлор знал, где искать нужных людей и в свою очередь был уважаемым человеком в научно-исследовательских кругах.
Джордж Пейк убедил Голдмана, что лучшим местом расположения центра будет Пало Альто в Калифорнии, рядом со Стэнфордом. Пейк был физиком и занимался исследованиями в этой области. До перехода в Xerox PARC он был ректором Университета Вашингтона в Сент-Луисе.
Основатели PARC построили модель работы организации по известному им принципу ARPA: находить лучших людей, спонсировать их и не мешать делать свою работу. Исследователи получали всё необходимое и работали без дедлайнов. Такие условия они получили во многом благодаря огромным ресурсам, которые Xerox выделяла на исследования. Сотрудники PARC получали примерно $35 тысяч в год — в то время достойная зарплата для молодых учёных.
Алан Кей
Одним из ключевых сотрудников PARC был Алан Кэй, присоединившийся к организации в 1970 году. Кэй получил степень бакалавра по математике и молекулярной биологии в Колорадском университете в Боулдере и при этом был профессиональным джазовым гитаристом.
Но джаз он решил оставить, когда серьёзнее углубился в компьютерные технологии и языки программирования. Его докторской диссертацией в Университете Юты стала разработка языка программирования FLEX. Именно в Университете Юты Алан Кэй познакомился с Робертом Тейлором, который позже пригласил его в PARC.
В Xerox PARC Кэй развил идеи своей докторской работы и вместе с Дэниэлом Ингаллсом, Адель Голдберг, Тедом Келером и Скоттом Уоллесом создал язык Smalltalk на основе разработанного норвежскими учёными Simula, впервые введя понятие «объектно-ориентированный». Smalltalk оказал огромное влияние на современные языки программирования как C++, Java или Python, и в то время был важным элементом в серии новаторских разработок PARC. Особенно важной концепция «объектов» на тот момент была для разработки графического интерфейса.
Но Алан Кэй интересовался не только языками программирования, а самим принципом взаимодействия человека и компьютера, все его разработки в PARC были направлены на развитие концепции симбиоза «человек-компьютер». Одним из проектов Кэя был ранний прототип лэптопа или устройства, которое даже можно сравнить с iPad. Персональный компьютер Dynabook по задумке учёного был бы прост в освоении даже для ребёнка.
Самым же первым проектом PARC стала сборка необходимых для работы учёных компьютеров. Руководители Xerox настаивали на использовании миникомпьютеров SDS, но вместо этого, не имея возможности приобрести нужные им системы, сотрудники PARC заказали необходимые детали и собрали клон лучшего на тот момент DEC PDP-10, потратив год.
Стоит заметить, что культура внутри организации сложилась под влиянием молодёжных течений того времени, тем более многие сотрудники сами были ещё очень молоды. Работа в PARC не была похожа, например, на IBM, а скорее на ярко растиражированный в наше время образ первых лет Apple.
Сотрудники PARC были скорее хакерами, чем учёными в белых халатах. На еженедельных встречах разработчики горячи обсуждали новые идеи, спорили о возможности их реализации и даже заключали пари.
Они пытались удешевить существующие технологии или искали аналогии в совершенно других областях науки, которые на первый взгляд не были связаны с компьютерами. Талантливые учёные проводили бессонные ночи, чтобы «заглянуть» на десятки лет вперёд и создать нечто революционное. Некоторые идеи, реализованные в PARC, были заложены ещё раньше в 60-х Дугласом Энгелбартом в Научно-исследовательском институте Стэнфорда.
Дуглас Энгельбарт после работы в NASA решил активнее участвовать в разработках, которые могли бы помочь улучшить мир. Особенно его интересовали компьютерные сети и возможность людей объединяться посредством технологий в коллективный разум для решения сложных проблем.
В начале 60-х Энгельбарт организовал Augmentation Research Center (ARC) при Стэнфорде. ARC получал финансирование от государственных структур, в частности DARPA, на разработку проекта oN-Line System (NLS). В NLS соединились многие идеи, которые до сих пор остаются одними из важнейших в компьютерной индустрии и применяются повсеместно.
В 1968 году Дуглас Энгельбарт провёл первую презентацию NLS перед тысячной аудиторией в Сан Франциско. Эту 90-минутную презентацию теперь называют «The Mother of All Demos». Энгельбарт показал первую компьютерную мышь, bitmap-монитор, использование гипертекста, электронную почту, систему видеоконференций, пользовательский интерфейс в формате «окон» и совместное редактирование документов через сеть.
Дуглас Энгельбарт
За время работы в Стэнфорде Энгельбарт сформировал философию развития человека с помощью компьютерных технологий и видел будущее в соединении человека и компьютера. Но постепенно он отдалялся от своих коллег, которые не полностью разделяли его взгляды о компьютерных сетях, а к концу 70-х DARPA прекратила финансирование его лаборатории и передала её частной компании Tymshare, которая безуспешно попыталась найти коммерческое применение разработкам команды Энгельбарта.
В 80-х Tymshare была поглощена авиационной компанией McDonnell Douglas, которой нравились идеи Энгельбарта, но они так и не профинансировали их развитие. Учёный покинул лабораторию и позже основал институт, через который пытался распространять свои идеи.
Роберт Тейлор был знаком с Энгельбартом и даже помогал ему в исследованиях ещё будучи сотрудником NASA. Но когда ARC стал увядать, Тейлор решил переманить талантливых специалистов к себе в PARC. Так идеи Дугласа Энгельбарта продолжили жизнь в разработках Xerox PARC.
В 1971 году в PARC из исследовательского центра Xerox в Рочестере перевёлся Гэри Старквезер, создавший лазерную технологию печати. В PARC он смог развить свои идеи и в том же году закончил первый лазерный принтер. Но недальновидность руководства привела к тому, что первый коммерчески доступный лазерный принтер появился только 1978 году после череды споров и задержек. Лазерные принтеры принесли Xerox многомиллиардные прибыли.
В 1972 году исследователи PARC начали разработку Alto, который стал предшественником персональных компьютеров, какими мы их знаем сегодня. Главными фигурами, создавшими Alto были Батлер Лэмпсон, Чак Такер и Алан Кэй. Вместе они создали систему, которая по их задумке должна была появиться через некоторое время в каждом доме по мере удешевления компонентов. Alto разрабатывался под впечатлением от презентации Энгельбарта и его NLS. Но сотрудники PARC пошли дальше, разработав свои новшества и улучшив многие идеи NLS.
В том же году Роберт Меткалф изобрёл технологию Ethernet, которой до сих пор пользуются во всём мире для сетевого соединения. Меткалф был впечатлён разработкой Гавайского университета ALOHAnet по передаче данных через радио-сеть и на основе некоторых её принципов создал свою технологию Alto Aloha Network, которую позже переименовал в Ethernet.
В 1973 году работающая версия Alto была готова и представляла собой революционную технологию по сравнению с огромными компьютерами того времени. Пользователи могли манипулировать объектами на экране мышью, взаимодействие было построено на графическом интерфейсе (GUI) и оконной концепции. Работала файловая система хранения документов, их редактирование было упрощено для неподготовленных людей с помощью принципа WYSIWYG, также в Alto была электронная почта и простой редактор растровых изображений.
Разработчики продолжили развивать Alto, совершенствуя программные приложения для него. Одним из самых важных стал текстовый редактор Bravo, разработанный венгерским студентом, сбежавшим в США, Чарльзом Симони. Редактор поддерживал работу в режиме WYSIWYG c функциями «вырезать» и «вставить», знакомые многим сегодня.
Bravo работал на достаточно комфортной для редактирования скорости, и в результате им начали пользоваться друзья и знакомые изобретателей для оформления своих документов и научных работ. В 1974 году Дэниэл Ингаллс изобрёл алгоритм «BitBit», который позволил создавать накладывающиеся друг на друга элементы интерфейса и управлять ими мышью. К 1975 году интерфейс Alto уже использовал иконки и всплывающие меню.
У Xerox была готова система «офиса будущего», которой пользователи могли управлять удобным и наглядным образом, создавать и редактировать документы, а компьютеры были связаны между собой и с лазерными принтерами через сеть Ethernet. Но напрямую Xerox не было суждено повлиять на компьютерную индустрию. Компания сформировала специальный отдел, который должен был заняться коммерциализацией разработок PARC, но они вывели их на рынок слишком поздно из-за недальновидности руководства, в котором состояли люди, неспособные осознать, что было у них в кармане.
Руководство Xerox не было заинтересовано в компьютере Notetaker, ставший предшественником ноутбуков, не было заинтересовано и в высокопроизводительном Dorado. Исследователи PARC также разработали протокол сетевой передачи данных PARC Universal Packet, который стал позже основой протокола TCP/IP в Arpanet.
На основе разработок PARC профессор Стэнфорда Джеймс Кларк разработал первый чип для 3D-графики Geometry Engine, тестовый вариант которого собрала Линн Конвэй в PARC. Эта технология позже позволила Кларку основать компанию Silicon Graphics и оказать огромное влияние не только на компьютерную индустрию, но и на индустрию развлечений.
В 1979 году команде Apple и Стиву Джобсу провели двухчасовую презентацию технологий PARC в обмен на миллион долларов за акции тогда молодой привлекавшей внимание компании. Джобс не мог поверить, что Xerox ещё не выпустили эти технологии на рынок. Увиденное им стало основой концепции Macintosh, а позже к развитию идей PARC подключилась Microsoft.
Недовольные руководством сотрудники PARC начали увольняться и создавать свои компании или стали частью других более дальновидных компаний, какой стала для них Apple, куда ушли некоторые ключевые разработчики Alto. Одним из недовольных Xerox был Чарльз Гешке — он уволился из компании и вместе со своим другом и коллегой Джоном Уорноком основал Adobe Systems Inc.
Руководители Xerox все-таки решились выпустить свои разработки на рынок, открыв для лицензирования Ethernet и представив продолжение идей Alto в виде Xerox Star, но этого оказалось недостаточно. В это же время появился IBM PC, который был в несколько раз дешевле, работал хуже и не имел многих новаторских идей Alto, но базовых функций и низкой цены оказалось достаточно, чтобы занять доминирующее положение на рынке. Xerox потеряла возможность стать абсолютным лидером ИТ-индустрии.
Xerox могла бы контролировать всю компьютерную индустрию. Могла бы быть IBM девяностых, могла бы быть Microsoft девяностых. Стив ДжобсPARC продолжает свою работу и сегодня, с 2002 года это самостоятельная компания, принадлежащая Xerox. В исследовательском центре по-прежнему работают над технологиями, которые должны изменить мир, как, например, метаматериалы, Internet of Everything, аналитика big data с помощью графических систем и печать гибкой электроники. Среди клиентов компании большое количество корпораций со всего мира.
Источник