Сколько можно заработать создав веб-студию ?
Предположим, вы крупный бизнес, уставший от бесконечных студий, агентств, продакшенов и прочих упырей на подряде, и решили собрать команду внутри. Или вы владелец заводов, газет, пароходов и уже не знаете куда девать деньги и думаете прикупить себе маленькую студию «для души». Или вы отчаянный флибустьер, который готов инвестировать даже в самое сомнительное мероприятие, рассматриваете вариант «вложиться в дело» бывшего одногруппника.Как оценить стоимость веб-студий?
В оценке бизнеса есть два разных подхода:Оценка по экономическим показателям — то есть проводится внутренняя аналитика бизнеса и полученные данные каким-то образом интерпретируются в справедливую стоимость.
Оценка по рынку — тогда нужно исследовать внешний мир (рынок) и понять, за сколько конкретный бизнес реально купить или продать.
Рыночной стоимости студии как таковой нет. Потому что они не продаются как пирожки, и те немногочисленные сделки, которые всё-таки совершаются, проводятся приватно и на индивидуальных условиях. И даже если сделки по инвестированию или выкупу студий станут публичными, это не даст веской базы для оценки другой студии. Каждая команда в нашей сфере уникальна, упарывается по своим оригинальным процессам и найти две одинаковых просто невозможно. Хотя со стороны всё может казаться иначе.
Для оценки по рынку отталкиваться не от чего, значит, остаётся провести внутреннюю оценку и самостоятельно прикинуть, сколько нулей нарисовать на салфетке потенциальному покупателю или инвестору.
Тут тоже не всё так просто. Есть множество способов оценки. Выделим три основных:
Оценка по прогнозам чистой прибыли. Прогнозируем какой доход приносит бизнес в конкретный период и отталкиваемся от этого, как от его фактической ценности. Тонкость только в том, чтобы выбрать такой период, для которого прогноз динамики денежных потоков будет в рамках допустимой погрешности. Для малого или среднего бизнеса, которым даже крупные студии, по сути, и являются, этот период обычно год. При такой оценке стоимость бизнеса всегда получается самой низкой по сравнению с остальными способами. Она даже может выйти вовсе нулевой, в случае с инновационными командами, живущими на деньги инвестора.
Оценка по стоимости активов. Тут сложнее. В ретейле или на стройке, материальные ценности составляют львиную долю капитала и всё просто посчитать. В случае с бизнесом, завязанным на интеллектуальный труд, основной актив — нематериальный. Это авторские и эксклюзивные права на ПО, команда, комбинация технологий и компетенций, потенциал дальнейшего развития. Поэтому это всегда субъективная экспертная оценка. Узнать её можно только спросив у конкретного покупателя: провести раунд инвестирования или выйти на IPO. Так оценивается, например, Facebook, Twitter или любой другой интернет-гигант. Их суммарная стоимость акций часто на порядки выше годовой выручки компании, не говоря уж о доходах — у некоторых их и вовсе нет. При такой оценке стоимость бизнеса обычно получается максимальной, так как речь идёт про визионерство и потенциальный рост стоимости бизнеса (акций) в будущем. К сожалению, я ещё не слышал ни об одной студии или агентстве, вышедшем на IPO, так что нам такой подход не подойдёт.
Оценка по понесённым затратам. Это сумма затрат, которые нужно понести, чтобы с нуля получить те же активы, что подразумеваются во втором пункте. На мой взгляд, это самая релевантная оценка для студии. От второго варианта отличает только то, что не все активы можно купить на свободном рынке или вообще получить, и тогда этот вариант не подходит. Но в случае с веб-студией, речь не идёт про уникальные технологии или сервисы, всех специалистов и экспертизу с тем или иным успехом можно купить на свободном рынке, поэтому раздуть финансовый пузырь не получится.
Попробуем посчитать по первому и третьему методам.
Начнём с прибыли
Чтобы понять, какая будет прибыль, для начала нужно понять откуда она берётся. В случае с банальным примером с яблоками всё понятно — купил за рубль, продал за два. В случае с интеллектуальным трудом история такая же. Ты покупаешь работу своих сотрудников дешевле, чем продаёшь её внешнему заказчику. Разницу в карман. Норма прибыли у каждого предпринимателя своя, но возьмём за отправную точку, негласно принятую на рынке, минимальную норму в 15% маржи. То есть если тебе команда обходится в 850 тысяч, нужно продать её за миллион, чтобы получить 15% маржи, то есть 150 тысяч. Их можно пустить на развитие и увеличение активов или заплатить с них налоги, положить остатки в карман и купить, наконец, что-нибудь покушать.
Возьмём сферическую команду в вакууме из десяти специалистов. Положим, что средняя ЗП специалиста 50 тысяч чистыми после уплаты налогов. Посчитаем сколько 1 специалист обходится бизнесу в месяц:
( 50 000 р / 0,87 ) × 1,3 ≈ 75 000 р / месяц
75 000 р × 10 сотрудников × 12 месяцев = 9 000 000 р / год
Ещё ребятам нужно где-то работать. Норма САНПИН — 6 квадратных метров на человека. Сотрудников десять, то есть нам нужно минимум 60 квадратов. Стоимость квадратного метра в среднем 1000 рублей за квадрат.
Аренда = 60 000 р × 12 месяцев = 720 000 р
Итого 60 тысяч в месяц. Или 720 тысяч в год
40 000 р × 12 месяцев = 500 000 р «на печеньки»
750 000 р ФОТ +60 000 р Аренда +40 000 р «печеньки» = 850 000 р
Если ты молодец и продаёшь команду с маржой 15% — то оборот должен быть аккурат миллион в месяц. Тогда ты получаешь 150 тысяч прибыли в месяц. Или 1 800 000 в год.
Оборот = 850 000 р расходы + 15% маржа = 1 000 000 р
Маржа/месяц = 150 000 р
Маржа/год = 150 000 р × 12 = 1 800 000 р
Суммы я сознательно округлил для простоты восприятия. Точные цифры в таблице по ссылке
Маржа/месяц = 150 000 р
Маржа/год = 150 000 р × 12 = 1 800 000 р
Суммы я сознательно округлил для простоты восприятия. Точные цифры в таблице по ссылке
А сколько нужно потратить, чтобы собрать такую команду с нуля?
Давайте для простоты перенесёмся в мир, в котором нет кадрового голода и команду с полным набором экспертиз можно укомплектовать в «супермаркете программистов» вжухнув кредиткой по терминалу, да ещё взять пару смузи на сдачу. А толковый руководитель, который сможет со всем этим балаганом виртуозно управляться — прилагается бесплатно, ну или вы скучающий рантье и хотите побыть им самостоятельно.Таким «супермаркетом» в некотором приближении являются рекрутинговые агентства. Есть специализирующиеся конкретно на IT. Они предлагают услугу по подбору специалистов на таких условиях (цитата из последнего КП полученного от HR-агенства):
То есть, если сотрудник получает 50 тысяч в месяц, то стоимость его привлечения в команду:
( 50 000 р + 13% НДФЛ ) × 12 мес. × 20% + 18% НДС
( 50 000 р / 0,87 ) × 12 × 0,2 × 1,18 ≈ 160 000 р
160 000 р × 10 сотрудников = 1 600 000 р
Далее нужен офис. Всё те же 60 квадратов. Авансовый платёж на месяц вперёд, плюс обеспечительный. Итого 2 арендных платы:
2 × 60 000 р = 120 000 р
Ребятам ещё нужно за чем-то работать.
Стол + Стул + Ноутбук + внешний монитор (актуально для всех разработчиков).
Мы, например, оборудуем рабочие места MacBook Pro Retina 13". Да, техника дорогая, но соизмеримые по характеристикам и производительности ноутбуки других брендов стоят примерно столько же, особенно если учитывать стоимость лицензии ОС и других необходимых программ, которые в случае с техникой Apple поставляются из коробки или не нужны вовсе.
Стол + Кресло + Ноутбук + Монитор = Рабочее место
4 000 р + 6 000 р + 90 000 р + 10 000 р = 120 000 р
120 тысяч рублей за рабочее место. Сотрудников всё ещё десять. Итого 1 200 000 на оборудование рабочих мест.
Плюс есть места и техника общего пользования. Скромно обставим офис:
МФУ — 11 000 р
Роутер — 6 000 р
Кофемашина — 50 000 р
Микроволновка — 5 000 р
Чайник — 1 000 р
Холодильник — 5 000 р
Шкаф, стол, стулья — 12 000 р
Ребятам ещё нужно за чем-то работать.
Стол + Стул + Ноутбук + внешний монитор (актуально для всех разработчиков).
Мы, например, оборудуем рабочие места MacBook Pro Retina 13". Да, техника дорогая, но соизмеримые по характеристикам и производительности ноутбуки других брендов стоят примерно столько же, особенно если учитывать стоимость лицензии ОС и других необходимых программ, которые в случае с техникой Apple поставляются из коробки или не нужны вовсе.
Стол + Кресло + Ноутбук + Монитор = Рабочее место
4 000 р + 6 000 р + 90 000 р + 10 000 р = 120 000 р
120 тысяч рублей за рабочее место. Сотрудников всё ещё десять. Итого 1 200 000 на оборудование рабочих мест.
Плюс есть места и техника общего пользования. Скромно обставим офис:
МФУ — 11 000 р
Роутер — 6 000 р
Кофемашина — 50 000 р
Микроволновка — 5 000 р
Чайник — 1 000 р
Холодильник — 5 000 р
Шкаф, стол, стулья — 12 000 р
Общее оборудование = 90 000 р
Пускай это будет NoName студия, ей не нужен бренд — клиенты сами прибегут и принесут заказов на миллион в месяц или это внутренний продакшн работающий на одного заказчика то есть на рекламу бренда деньги не закладываем.
Считаем:
Сотрудники + Рабочие места + Офис + Общее
Пускай это будет NoName студия, ей не нужен бренд — клиенты сами прибегут и принесут заказов на миллион в месяц или это внутренний продакшн работающий на одного заказчика то есть на рекламу бренда деньги не закладываем.
Считаем:
Сотрудники + Рабочие места + Офис + Общее
1 600 000 р + 1 200 000 р + 120 000 р + 90 000 р ≈ 3 000 000 р
3 миллиона рублей чтобы укомплектовать команду из десяти человек. Плюс 1 миллион рублей в месяц чтобы содержать всё это богатство.
Конечно, в реальности такой актив накапливается постепенно, обычно вырастая из самозанятости основателя компании. Мне потребовалось два года чтобы сколотить команду, в которой я уверен.
Это стоимость «входного билета» на рынок студий/продакшенов, не считая стоимости привлечения клиентов.
Настало время выводов
Исходя из расчётов выше, гипотетически, если закрыть глаза на миллиард рисков такого бизнеса, при инвестициях в 3 миллиона можно получить 1,8 миллиона прибыли (за вычетом налогов) в год. Это ≈ 60% годовых, между прочим.
Но это развлечение для очень отчаянных флибустьеров.
А для серьёзных компаний, выводы такие:
Компаниям-заказчикам, которые заказывают на подряде долгосрочные проекты общей стоимостью хотя бы в половину от рассчитанного выше годового бюджета, то есть от 8 миллионов рублей в год — стоит задуматься о целесообразности сбора внутренней команды.
Тем компаниям-заказчикам, у которых нет на разработку таких денег — стоит по-новому взглянуть на ценность наличия хорошей команды на подряде. У вас есть возможность использовать чужой годами накапливаемый капитал на свои цели за ощутимо меньшие деньги. Это выгодно и вам и студии.
P.S.
Кстати, из приведённых расчётов можно примерно посчитать стоимость часа специалиста.
Положим что эффективных часов в месяце 120, то есть 6 эффективных часов в день при двадцатидневном рабочем месяце. И ещё учтём, что оплачивается работа специалистов, а не вспомогательного персонала. Допустим, на каждые пять программистов есть 2–3 «нахлебника» в виде аккаунтов, тестировщиков, всевозможных руководителей и так далее. А зарплату им всё равно платить надо. Коэффициент получается 3 / 5 = 0,6. Тогда стоимость часа специалиста для клиента считаем так:
А для серьёзных компаний, выводы такие:
Компаниям-заказчикам, которые заказывают на подряде долгосрочные проекты общей стоимостью хотя бы в половину от рассчитанного выше годового бюджета, то есть от 8 миллионов рублей в год — стоит задуматься о целесообразности сбора внутренней команды.
Тем компаниям-заказчикам, у которых нет на разработку таких денег — стоит по-новому взглянуть на ценность наличия хорошей команды на подряде. У вас есть возможность использовать чужой годами накапливаемый капитал на свои цели за ощутимо меньшие деньги. Это выгодно и вам и студии.
P.S.
Кстати, из приведённых расчётов можно примерно посчитать стоимость часа специалиста.
Положим что эффективных часов в месяце 120, то есть 6 эффективных часов в день при двадцатидневном рабочем месяце. И ещё учтём, что оплачивается работа специалистов, а не вспомогательного персонала. Допустим, на каждые пять программистов есть 2–3 «нахлебника» в виде аккаунтов, тестировщиков, всевозможных руководителей и так далее. А зарплату им всё равно платить надо. Коэффициент получается 3 / 5 = 0,6. Тогда стоимость часа специалиста для клиента считаем так:
Оборот/кол-во сотрудников/кол-во часов/коэффициент нахлебников = Стоимость часа
1 000 000 р / 10 человек / 120 часов / 0,6 ≈ 1400 р
Комментариев нет
Отправить комментарий